Вы здесь

1355

Детское творчество в инструментальном музицировании

Автор: 
редакция сайта КАСИОТЕКА
Преподавателю

Симонов Павел

В подмосковном городе Можайске в местном Доме детского творчества проходят любопытные занятия: детей обучает игре на синтезаторе по слуху педагог дополнительного образования детей Павел Владимирович Симонов

(из статьи А.И. Николаевой, проф. кафедры музыкальных инструментов
музыкального факультета МПГУ, "Игра на музыкальном инструменте по слуху
– забава или творчество?" //Внешкольник, 2003, № 6, с. 22-23)

На приёмном экзамене в районной музыкальной школе председатель комиссии спросил нашего мальчика, чем он хочет заниматься. Ребёнок ответил не задумываясь – сочинять музыку. С сентября мальчик стал посещать в музыкальной школе занятия по предметному курсу «Основы творческого музицирования». Вёл занятия по собственной методике тот самый председатель приёмной комиссии, оказавшийся педагогом по классу клавишного синтезатора. Как позже выяснилось, Иван Фёдорович вёл такие занятия и в детских дошкольных учреждениях, а наш сын – далеко не первый из его маленьких учеников, проявивших интерес к музицированию в творческом ключе.
Через несколько уроков, которые по желанию учителя мог посещать любой член нашей семьи, сын начал проявлять интерес к сочинению собственных не только мотивов, но и коротких мелодий. Кстати понятие о творческом процессе мы все тоже имели, благодаря свободным посещениям занятий, и помогали ребёнку дома с полным знанием дела. Даже стали сочинять стихи для его будущих песенок.
Через три года сын с наслаждением и без особого труда писал детские песенки и несложные музыкальные пьесы, с которыми выступал на различных мероприятиях и концертах со своими сверстниками. Кроме того, он часто принимал участие в различных конкурсах, открытых занятиях и на выездных мастер-классах своего любимого учителя. Ещё через два года наш сын был приглашён на творческий конкурс во Францию, где получил Гран-при за сочинение песни, исполненной детским вокально-инструментальным ансамблем из Италии. И таких радостных моментов у нашего перерастающего в юношу мальчика было немало!
Прошло достаточно лет. Сейчас наш сын, зрелый молодой человек, является всемирно известным композитором-песенником, радующим своих поклонников песнями и современными инструментальными произведениями. Он часто выступает со своим вокально-инструментальным ансамблем, как в своей стране, так и за рубежом. Кстати, завтра вечером мы всем семейством, включая нашего дорогого учителя и наставника Ивана Фёдоровича, будем встречать своего любимого композитора из его очередной успешной гастрольной поездки. Но что это… Будильник опять выполнил свою армейскую обязанность, а так не хотелось просыпаться. Надо поднимать ребёнка. Ему сегодня предстоят вступительные экзамены в музыкальную школу! Эх, встретиться бы с Иваном Фёдоровичем…

А теперь окунёмся в реальность.
Каждый учитель музыки стремится воспитать в своих учениках прекрасных исполнителей. На эту цель заострён весь образовательно-воспитательный процесс музыкальных школ и других детских образовательных учреждений, и нет в этом ничего предосудительного. Однако настало время серьёзно задуматься над тем, что сам процесс музицирования при его дифференциации представляет собой два принципиально разных направления: творческое и исполнительское. Оба включают в себя как владение определёнными практическими навыками музицирования, так и знание элементарной теории и гармонии музыки. Только не будем забывать о том, что творческая составляющая — первостепенная! Но почему-то именно она оттеснена на второй план уже на начальном этапе музыкального образования.
Так уж принято, что начинать занятия музицированием необходимо с разучивания нот, и далее продолжать этот процесс по пути развития индивидуальных исполнительских способностей обучающихся, объясняя и усложняя, по ходу занятий, форму и фактуру музыкальной ткани. На это уходят годы. Многие дети, рассчитывая на быстрое и лёгкое овладение музыкальным инструментом (кстати, с одной лишь простой целью: «свободного» музицирования на нём в досуговом варианте), вдруг сталкиваются с однообразным и изнурительным для их возраста повторением процесса разучивания музыкальных произведений. Обучение идёт в одном направлении — исполнительском. На творческое музицирование времени практически не остаётся!
Конечно же, польза от согласия музыкантов всего земного шара относительно утверждённой нотографии, как основного носителя музыкального текста, неоспорима. Ведь благодаря появлению нотописи многократно расширился контингент людей, связавших свою жизнь с музыкой. Это не только профессиональные музыканты-исполнители, но и простые любители музыки, которые в своё свободное время с большим удовольствием занимаются инструментальным и вокальным музицированием в быту. Таким образом, желание заниматься музицированием может проявляться по двум направлениям: профессиональному и любительскому. А значит, и подходы к каждому из этих направлений должны быть и технологически и методологически разными.
Вот здесь-то и хочется сказать о новых изобретениях современной инженерии, программно заложенных в клавишные электронные музыкальные инструменты. Многие опции таких инструментов освобождают детей, решивших пойти по пути творческого музицирования, от ежедневных канонизированных упражнений. К тому же в современном мире дефицит времени давит не только на взрослых. У детей появилось очень много притягательно-развлекательных, но не всегда развивающих их творческие способности игр. Телевизор и компьютер тоже «не щадят» детское время, даже если в них используются только «умные» программы. Да и подготовка к школе, не говоря о будущих занятиях в самой школе, свободного времени не прибавляет.
Так что же делать? Ответ простой. Использовать на досуговой основе два дошкольных детских года, пока ребёнок не испытывает на себе пресс образовательных нагрузок. Необходимо начать предлагать детям более короткий и менее трудоёмкий, но увлекательный путь вхождения в процесс музицирования – по слуху, ведущий их непосредственно к творчеству с помощью инновационных технологий – по актуальным и альтернативным методическим разработкам и предметным курсам *.

* На занятиях с детьми рекомендую пользоваться клавишными синтезаторами фирмы «CASIO». Интерактивный режим аккомпанемента «CASIO HORD» этих синтезаторов более удобен для органичного перехода к аккомпанементу академическому, фортепианному.

Итак, работая с учениками лишь по логике развития их исполнительских музыкальных способностей и получая в результате одиноких продолжателей дальнейшего обучения на ниве профессионального исполнительского мастерства, мы наблюдаем, что обучающиеся, как правило, не получив доступа к творческому процессу, либо уходят из школы, либо, закончив её под натиском взрослых, перестают даже подходить к музыкальному инструменту! В итоге – никто из детей не может музицировать по слуху и ни у кого из них нет времени разучивать по нотам новое музыкальное произведение.
Что же из этого всего следует? А следует то, что пришла пора обосновать и мотивировать давно назревшую необходимость формирования базового творческого направления в системе начального музыкального образовательно-воспитательного процесса, исходя из следующих позиций.
Спрос. Увеличение количества желающих писать свою музыку.
Актуальность. Предназначение знаний и практических навыков в высшей их степени – творение.
Инновационность. Внедрение вариативных технологий в начальном творческо-образовательном процессе.
Природосообразность. Развитие творческих способностей ребёнка – органичное движение, упрощающее и ускоряющее начальный творческо-образовательный процесс.
Альтернатива. Предоставление начальному творческо-образовательному процессу статуса предметного курса.
Право на выбор. Возможность получения начального музыкального образования по двум направлениям инструментального музицирования: творческому и исполнительскому.
Каждая из перечисленных позиций подчёркивает и выводит на передний план то, что является основой в области музыкальной культуры – творчество! Ему и приоритет! С него и надо, не боясь недоступности, начинать заниматься с детьми в их раннем возрасте.
Возникает естественный, но в то же время и проблемный вопрос. Почему бы не предложить детям изначально осваивать область инструментальной музыки в творческом ключе? Сами дети, с полным правом и огромным желанием, давно к этому готовы. К тому же, в рабочих планах музыкальных школ, наравне с другими прописаны такие предметы, сугубо творческого назначения, как «Подбор по слуху», «Сочинительство» и «Импровизация».
Так в чём же дело? Почему учебные часы этих предметных курсов в большинстве случаев распределяются не по назначению? Почему, говоря так много о творчестве, безапелляционно подменяем его исполнительством? Ответ простой. По названным существующим учебным дисциплинам нет педагогов-специалистов, нет учебников, нет методик. Да и сам образовательный процесс по таким предметным курсам наиболее трудоёмок и ответственен. Ситуация более чем странная, если не тупиковая. Какие нужны действия по выходу из неё? Перечислим их для получения предполагаемого ответа.
1. Организация конкурсов программно-методических материалов и мастер-классов учителей музыки по теме «Основы творческого музицирования».
2. Проведение образовательных курсов для учителей по предмету «Основы творческого музицирования».
3. Введение в детских образовательных учреждениях и досуговых центрах занятий по предметному курсу «Основы творческого инструментального музицирования».
4. Проведение среди детей конкурсов по номинациям: «Подбор музыки по слуху», «Сочинительство», «Импровизация», «Аранжировка», «Звукорежиссура».
А теперь вопрос риторический. Кто всем этим должен будет заниматься?
Думается, что сначала для получения конкретного ответа на поставленный вопрос, необходимо создать интернет-форум, где любой учитель музыки мог бы высказать своё мнение по актуальности поставленной цели и по необходимости решения задач, возникающих с появлением этой цели. Журнал «Музыка и Электроника» также может стать как накопителем, так и передатчиком творческих идей, заслуживающих внимания в плане методического материала и практических результатов. Такой своеобразный мониторинг отразит как желания, так и необходимость заниматься музыкально-творческим процессом с детьми.

Теперь о самом процессе. Каким он должен быть? Как учить творить в музыке? С чего начинать? Что нужно сделать, чтобы создать тот долгожданный трактат, в котором были бы собраны все рациональные зёрнышки-крупицы для получения из них заветного фундамента детского музыкального творчества?
Исходить здесь надо из интереса детей, проявленного у них непосредственно к творческим занятиям. Известно, что проявляется этот интерес изначально в желании воспроизвести какую-либо знакомую мелодию. Какова здесь помощь педагога? Только ли в использовании приёма «с руки»?
Предлагаю вкратце свой алгоритм проведения занятий с детьми, проявляющими интерес к обучению инструментальному музицированию в творческом направлении.
Первой составляющей такого процесса, как мне представляется, будет являться предметный курс «Подбор знакомой музыки по слуху».
Процесс начинается со слушания и запоминания одного звука, скажем, первой октавы. Педагогу необходимо уметь объяснять как механику звукоизвлечения, так и понятие о звукоощущении в различных его образах. И на занятиях творческим музицированием отталкиваться, по-видимому, нужно, прежде всего, от второго.
Объясняются характеристики музыкальных звуков: высота, длительность, вектор сменяимости и повтора. На доске или в тетради объяснения иллюстрируются графически.
Далее ребёнку предлагается определить месторасположение услышанного сначала одного, затем двух и более звуков на клавиатуре. Далее создаются простые мотивы из двух-трёх-четырёх звуков, представленных слогами удобопроизносимых ребёнком слов. Желательно эти мотивы также отображать в графике.
Теперь можно предлагать детям слушать короткие песенные мотивы, усваивать их и последовательно находить звуки этих мотивов на клавиатуре (пропевая их вслух или про себя), осознанно представляя графику звукосменяемости, предварительно зафиксировав её на доске или в тетради. При этом не остаются без внимания исполнительские аппликатурные позиции, после чего звуки подобранной по слуху музыки записываются арабскими цифрами, соответствующими семи основным музыкальным звукам (до знакомства обучающихся с нотописью)*.

*Для развития представлений ребёнка о музыкальных звуках предлагаю воспользоваться написанием векторного диктанта (см. «Музыка и Электроника», 2005, № 3).

Для перехода к этапу аккомпанирования в подобранной по слуху мелодии фиксируем последний её звук, который назовём ТОНИКОЙ, представленной, в свою очередь, первой ступенью из семи, записываемых римскими цифрами. На клавише, соответствующей ТОНИКЕ, устанавливаем пятый палец левой руки. Второй палец указывает на четвёртую ступень, имя которой СУБДОМИНАНТА, первый палец располагается на пятой ступени, названной ДОМИНАНТОЙ. Подбирая аккомпанемент на этих трёх основных ступенях, дети начинают знакомиться с гармонией.
Следующая составляющая творческого музицирования – сочинительство. Вспомним занятия, на которых дети упражнялись в озвучивании слогов различных слов, ощущая и представляя сменяемость звуков. Продолжим эти упражнения, усложняя их добавлением к первому слову – второе, ко второму – третье и т. д. Вводятся понятия о фразах, состоящих из мотивов, полученных от пропевания слов. Когда сочинение будет представлено двустишьем, с детьми ведётся разговор о музыкальном предложении. О периоде можно говорить, сочинив куплетную музыкальную форму.
Говоря об импровизации, предложим детям в её процессе «освободиться» на правой руке, где-то обыгрывая звуки, а где-то добавляя их. Левая рука во время импровизации на данном этапе будет вести себя так же, как и на рассмотренном выше этапе аккомпанирования. Процесс аранжировки на занятиях с детьми можно обогащать элементами ансамблевого музицирования с педагогом.

И последнее. Бремя ответственности за ведение творческих занятий с детьми как дошкольного, так и школьного возраста должен взять на себя педагог музыки, от природы наделённый способностями воспитателя и психолога, умеющий мыслить и работать в творческом направлении. К тому же выявлять и развивать творческие музыкальные способности ребёнка для учителя музыки не так уж и сложно, если делать это с желанием и увлечённостью. А хорошим катализатором на занятиях станет комментирование педагогом происходящего, а также его графическая иллюстрация.
И ещё. Необходимо в общении с детьми как можно больше предлагать им самим экспериментировать в творческом процессе и даже «провоцировать» их на создание и моделирование «музыкальных прецедентов». Всё сказанное в совокупности позволит сформировать у обучающихся творческое «Я».
Остаётся добавить, что с появлением новейших инженерных технологических решений с их творческой направленностью в такой области сферы искусств, как музыка, пришла пора вернуться в инструментальном музицировании на тот путь, который природосообразно ведёт начинающих музыкантов к творчеству не через нотографию, а непосредственно через ощущение и представление высоты, длительности и тембра музыкальных звуков. Благо для такого образовательного процесса уже созданы и совершенствуются синтезаторы, секвенсоры и различные компьютерные программы (легко осваиваемые). А для того, чтобы познавать музыкальное наследие великих композиторов и наслаждаться им, гораздо полезнее и эффективнее слушать и уметь анализировать это наследие в исполнении одарённых высокопрофессиональных музыкантов-исполнителей.

А каковы ваши предложения, уважаемые коллеги?
Необходим ли «музыкальный ринг», в одном углу которого поборники творчества, а в другом – исполнительства? А может быть в «музыкальном кубрике», сидя за чашечкой кофе, оппоненты придут к консенсусу по разработке плана совместного плодотворного продвижения на поприще начального инструментального музицирования?

Комментарии 0

Оставить комментарий