Вы здесь

2770

5 способов играть, как Хэнк Джонс

Разбираем игру одного из лучших пианистов XX века!
Автор: 
Casioteka
Учиться музыке

Хэнк Джонс вложил много сил в меня, он обучал, делился своим огромным опытом. Он покинул нас в 2010, когда ему было 91. Джонсу довелось выступать практически с каждым известной и значимой фигурой в джазе: от Чарли Паркера, Эллы Фитцджеральд и Майлза Дэвиса до современных артистов, как, например, Джо Ловано. Его бесчисленные записи демонстрируют его фирменное чувственное богатое звучание, которое он мог извлекать из фортепиано.

Хэнк Джонс рассказал мне, что будучи молодым пианистом в Мичигане, он вдохновлялся Art Tatum и Fast Waller. Джонс приехал в Нью-Йорк в 1944 в зарождении бибопа, и даже когда бибоп полностью поглотил Джонса, она все равно никогда не называл себя бибоп пианистом. Напротив, он мог играть во множестве различных стилях: от свинга Тедди Уилсона до таких современных ребят, как Билл Эванс. Но сам Хэнк никогда не переставал практиковаться и учиться, поэтому он постоянно развивался и эволюционировал, как музыкант.

 

Сегодня мы постараемся познать то, как Джонс чувствует гармонию, а также рассмотрим его гладкие плавные мелодические линии.

 

1. Осенние нотки

 

 

Начнем с рассмотрения интерпретации Джонса известного джазового стандарта “Autumn Leaves”, его можно услышать на пластинке Somethin’ Else от Cannonball Adderley (на этой пластинке также присутствует Майлз Дэвис, которого Джонс настоятельно рекомендовал мне изучить, как он выстраивает аранжировки и концепцию альбома). Первый пример Ex.1a наглядно демонстрирует типичную сольную мелодию Джонса на II-V-I в Gm. Мне правда очень нравится, как он обыгрывает D7alt, где он использует альтерированную гамму D и разрешается в Gmin6. Здесь же классическая “Форма Хэнка Джонса”, он играет ноту F#, придающую мажорно-минорное звучание, которая частенько используется при обыгрывании минорных аккордов. Давайте возьмем эту мелодию и транспорируем ее в F минор (Ex.1b) и C минор (Ex.1c).

 

2. Шестнадцатые ноты и альтерированные ноты.

 

 

Другие музыкальные приемы Джонса можно также найти в Autumn Leaves. На втором примере Ex.2a показано соло, которое он играет с третьей доли Cmin7, после фразы шестнадцатыми он разрешается в тонику следующего аккорда F7 (нота F). Далее он играет еще одну фразу шестнадцатыми, построенную на альтерированной гамме F, и разрешается в третьем такте в ноту D (аккорд BbMaj7). Это типичный пример звучания Джонса с плавными перетекающими фразами, которые подчеркивают устойчивую прогрессию II-V-I (Cmin7/F7/BbMaj7). Давайте также транспорируем этот пример в тональность C (Ex.2b).

 

3. Упражнение на Rhythm Changes

 

 

Теперь давайте рассмотрим игру Джонса на примере обыгрывания аккордов в I’ve got Rhythm - известной джазовой гармонии Rhythm Changes (вы можете услышать исполнение Джонса на его сольной пластинке Bob Redux, 1977). Всегда интересно посмотреть, как разные пианисты обыгрывают смену аккордов в этой гармонии, так как она является важнейшей частью в джазовом лексиконе. Третий пример (Ex.3a) начинается со второй части A по форме композиции, и это хороший пример ритмического смещения, так как Джонс играет восьмыми исключительно на слабые доли. В следующем такте Джонс подчеркивает гармонию прогрессии II-V (Cmin7-F7) чисто и, по-видимому, без особых усилий. Теперь сыграем этот кусочек на тон выше Dmin7-G7 (Ex.3b), а также выше на чистую кварту Fmin7-Bb7 (Ex.3c)

 

4. Подчеркивание аккордов и триоли.

 

 

В четвертом примере (Ex.4a) продемонстрирована блестящая работа над аккордами классической бибопской композиции Yardbird Suite. В начале второго припева Джонс элегантно подчеркивает смену аккордов и добавляет восьмые триоли во втором такте при переходе от Fmin7 к Bb7. Сыграем эту фразу в тональности F (Ex.4b) и в D (Ex.4c).

 

5. Классическое упражнение для разогрева

 

 

Здесь Джонс упирается носом в вездесущие упражнения для фортепиано Hanon и Czerny, которыми он практиковался каждый день с того момента, как впервые сел за пианино (это факт, я много раз наблюдал, как он разыгрывается). Фразу, которую он играет в примере Ex.5a, обыгрывая Fmin7 и Bb7, очень напоминает эти упражнения. Сыграйте Ex.5b для того, чтобы эта фраза была у вас в руках в различных тональностях.

 

Об авторе.

Алекс Миназиан - джазовый пианист из Нью-Йорка, который играел с Джимми Скоттом, Марком Мерфи, Шейлой Джордан, Литтл Энтони и Imperials, Билли Верой. Миназиан сейчас занят написанием своего дебютного альбома в составе трио.




 

Комментарии 0

Оставить комментарий