Вы здесь

1926

Джазовое соло на фортепиано. Основные подходы к обучению.

Как играть? Основные подходы для обучения.
Автор: 
Casioteka
Учиться музыке

Сыграть соло на пианино может быть пугающей и сложнейшей задачей, а поиск эффективного способа научиться этому непростому делу может быть еще сложнее. После долгих лет прослушивания великих джазовых пианистов: Эррола Гарнера, Арт Татума, Телониуса Монка, Билла Эванса, Кита Джаррета, Гонсало Рубалкабы и других, я понял, что основной аспект в соло на фортепиано может быть поделен на 4 подхода. Учиться играть в тембре этих четырех подходов могут сильно упростить вам жизнь и открывать для вас вашу собственную концепцию игры соло на фортепиано.

Я взял такта из популярного джазового стандарта “Stella By Starlight”, чтобы продемонстрировать вам, как использовать эти четыре подхода. Для наглядности мы рассмотрим их по отдельности.

1. "Церковно-хоровой" подход.

Возможно, самый фундаментальный подход ( пример №1), он очень похож на игру церковных гимнов. Где мизинец левой руки играет бас или тонику, четвертый палец или мизинец правой руки играет мелодию, а гармония распределяется между остальными пальцами обеих рук. Когда вы впервые будете использовать этот подход, играйте просто и легко, с минимальными ритмическими движениями, чтобы все ноты аккорда звучали одномоментно. Секрет хорошего голосоведения и плавного движения в средних нотах. Этот подход также позволяет играть левой рукой помимо тоники еще и седьмую ступень аккорда, где правая рука играет третью ступень, расширяя мелодию вверх, как показано во 2 и 4 тактах. Если больше использовать аккорды в закрытых позициях, то вы сможете пропускать устойчивые ступени аккорда такие, как III и VII ступени, чтобы добиться более “смешанного эффекта” (такт 1 и 3), полутоновые разрешения (между 1 и 2, в 3, а также в 4 тактах), устойчивые формы, т.е. трезвучия, чтобы выровнять аккорд (такт 1 и 3), а также минорные и мажорные секунды, чтобы добавить напряжения в аккорд (такт 2 и 4).

2. "Шагающий" подход.

“Шагающая” игра была фундаментальной в джазовом фортепианном соло, которая возникла в основном из Регтайма. Эта музыка состоит из чередующимися аккордами и нотами тоники или баса в левой руке и мелодиями или импровизацией в правой руке, будь то отдельные ноты, октавы или с добавлением одной или двух нот для выделения гармонии). Традиционно бас играется на первую и третью доли, а аккорды на вторую и четвертую. Ломаный шаг, который я играю во втором примере, используется тем же базовым приемом, однако, я делаю ломаю ритм при помощи добавления синкопированных и ритмических элементов в левой руке.

3. "Трио" подход.

В третьем подходе, пример №3, левой рукой играем долгий безтонический голос, а правой простую однонотную мелодию, как если бы вы играли в составе трио. Отработайте разные приемы бозтонического голосоведения в левой руке, будьте ритмически креативны и разнообразны с тем, как аккомпанемент взаимодействует с мелодией. Используйте эту простую фактуру для эксперимента с новыми способами фразировки и построения мелодии.

4. Аккомпанирующий подход.

Этот подход самый лучший для тренировки. Он улучшит ваш навык совместной игры левой и правой руками, а также поможет вам развить интересные вещи, которыми вы сможете заполнять пространство между мелодическими фразами в фортепианном соло. В такой музыке, показанном в четвертом примере, левая рука играет бас - тонику, а правая играет два голоса без тоники, но не мелодию. Использование этого приема открывает возможности для создания интересных басовых линий, находя необычные сочетания аккордовых тонов с басом, а также создавая мелодические линии с движением баса (такт 1 и 2).

 

Финальный шаг включает в себя комбинирование всех, описанных выше, подходов в различных креативных способах игры, которые помогут вам создать свою уникальную аранжировку. Первым делом выпишите всю аранжировку, и как только вы почувствуете легкость игры этих подходов, практикуйтесь и импровизируете в их манере. Это позволит вам добиться вариативности в игре вашего соло, без особых усилий вы будете формировать богатый и законченный саунд. Например, вы можете сыграть первые три такта с трио подходом, начиная с тонкой и мягкой мелодии, затем, используя церковно-хоровой подход для наращивания атмосферы, где, наконец, выйти на пик кульминации крепким и плотным звуком. Отрабатывайте все подходы в одной тональности, чтобы во время выступления вам было проще переключаться с одного на другой.

 

Комментарии 0

Оставить комментарий