Вы здесь

1093

Мнение эксперта. CASIO PX 5 S. Сценическое пиано и мощный синтезатор. Обзор.

Автор: 
редакция сайта КАСИОТЕКА
Инструменты
Дейв Брис, североамериканский продюсер и аранжировщик, обозреватель Harmonycentral.com

Меня до сих пор удивляет, что есть люди, которые не знают, что в течении 30 лет компания CASIO делает отличные клавишные инструменты. Тем не менее они были первой компанией, в середине 80-х  предложившей миру мультитембральный синтезатор (CZ-101), а их семплеры серии FX звучали лучше, чем многие из других инструментов на тот момент.

У меня есть один из их инструментов серии VZ. Это интересный синтезатор с аддитивным и FM синтезом, который программируется гораздо легче, чем Yamaha DX. Поэтому, когда мне предложили оценить новый сценический инструмент от CASIO - PX 5S, я с интересом согласился.

Что необходимо знать.

  •  256 голосов полифонии – в общем-то, даже больше, чем необходимо для концертных и студийных нужд.
  •   Больший реализм в звучании инструментов благодаря новому процессору AiR от Casio.
  •  Взвешенная молоточковая клавиатура Tri-Sensor Scaled Hammer action II с ультра-реалистичной текстурой клавиш, напоминающей хороший акустический инструмент.
  •   4 слойные звуки фортепиано, засемплированные в стерео, с технологией неслышного перехода между слоями.

PX5S 1

Ключевой элемент архитектуры данного инструмента – технология HEX layer, зарекомендовавшая себя на синтезаторах Casio серии XW. Смысл технологии сводится к созданию сложносоставного тембра из нескольких (до шести) простых PCM тонов, имеющих свой индивидуальный фильтр (выбирается из ФНЧ, ФВЧ или полосового фильтра), и индивидуальные огибающие высоты/фильтра/усилителя.

Самые интересные возможности достигаются в режиме Stage Settings, где возможно создать предустановку с четырьмя независимыми клавиатурными зонами – каждая с возможностью назначения контроллеров и эффектов. В одной предустановке возможно использовать до двух  тембров HEX layer, что открывает простор для создания плотных, действительно глубоких тембров. Каждая из зон, при этом, может контролировать и внешнее MIDI устройство.

Тембры электроакустических инструментов имеют интересные нюансы, такие, как призвуки при отпускании клавиш (превосходно дополняют тембры электропиано, клавинетов, и клавесинов), а также симуляцию усилителей и комбиков.

Четыре потенциометра, шесть слайдеров и две педали (все полностью назначаемые) могут контролировать как внутренние, так и внешние параметры одновременно.  Когда вы двигаете потенциометр или слайдер, параметр, за который отвечает данный контроллер, немедленно появляется на дисплее. Блестяще!

Встроенные восьмидорожечный фразовый секвенсор и полностью программируемый 16 шаговый арпеджиатор доступны для каждой из четырех клавиатурных зон. Предустановлено 100 фраз, а еще 900 пользователь может создать самостоятельно. Арпеджиатор имеет интересные возможности для программирования таких параметров как фильтр, панорама, огибающие и пр.

Есть также и четыре одновременных инсертных эффекта. Они включают в себя эквалайзер, компрессор/лимитер, фазер, хорус, фленджер, тремоло, авто-панораму,  эффект Лесли (доступен также с дисторшном), эффект Вау-вау, делей, кольцевую модуляцию и др – все, что вы можете ожидать, и даже больше: например энхансер и специальные эффекты для тембров фортепиано. Отдельный мастер-эквалайзер и компрессия также доступны для финального придания звучанию необходимого лоска.

Общие эффекты включают реверберацию, хорус, делей, а также струнный и демпферный резонанс, которые могут быть подключены на лету.

 

PX5S 2

Еще одна интересная функция – запись звука на флеш-носитель в реальном времени, а также воспроизведение (WAV формат). Приятное дополнение – воспроизведение, которое можно контролировать с помощью программируемой педали.

PX-5S может работать от батарей, и весит всего 11 килограмм, имея полноценную 88 клавишную фортепианную клавиатуру. Безусловно, это очень хорошее дополнение ко всем перечисленным функциям.

Ограничения.

  •  В силу стремления снизить цену инструмента, управление некоторыми функциями вынесено глубоко в меню, подчас являясь скрытым для оперативного доступа.
  •   Маленький дисплей.
  •   Не самая лучшая инструкция, которую я когда либо читал.
  •   Нет входа для педали экспрессии.

 

Выводы.

Не знаю, о чем думали в Casio, когда решили назвать этот инструмент Privia. Насколько мне видится, никто еще не вкладывал столько возможностей для создания звука, полифонии, а также инструментов для программирования в сценическое пиано до этих пор. Существующие гораздо более дорогие синтезаторы не предлагают всей той гибкости, которая есть в этой машине! Бесспорно, есть и другие сценические пиано с глубоким редактированием и мощными процессорами (Kurzweil, например), но они не дают быстрого доступа для редакции звука, и, что более важно, быстрого создания своих собственных.

PX5S 3

Пробежавшись по тембрам инструмента, я не нашел ни одного, который был бы не «играбельным», и созданным непрофессионально (конечно, кроме тембров GM, к которым я давно питаю неприязнь). Даже семплированные органы звучали лучше, чем я ожидал. Рояли были на высшем уровне, струнные звучали широко и ровно, басы были упругими и жирными…. Синтезаторы полностью оправдали мои ожидания, особенно некоторые из педалей, изменяющихся во времени. Я попросту был не готов к такой глубине в этом, в сущности, недорогом инструменте. И речь идет даже не о качестве семплов – все дело в грамотном программировании.

Очевидно,  большое внимание было уделено написанию, доводке и выбору заводских программ для инструмента, и это видно. Casio также заслужило похвалу за замечательную, упругую и отзывчивую  клавиатуру в инструменте, весящем всего 11 килограмм. Честно говоря, в это трудно поверить.

В целом, комплимент, который я хотел бы озвучить последним, это то, что на инструменте просто интересно играть, и это – самая главная ценность, которую редко встретишь в 88 клавишных инструментах. И я думаю, принимая во внимание стоимость инструмента, многие клавишники захотят иметь его в своем арсенале.

Перевод – Михаил Крестов.

Комментарии 0

Оставить комментарий