Вы здесь

2154

Мнение эксперта: подробный обзор сценического пианино PRIVIA PX-5s от Владимира Сапрыкина (журнал "Музыкальное оборудование")

Автор: 
редакция сайта КАСИОТЕКА
Инструменты

Клавишные музыкальные инструменты компании Casio очень хорошо известны на отечественном музыкальном рынке. В отличие от продукции многих других производителей, в течение довольно длительного промежутка времени большинство этих инструментов четко разделялись на две категории. В одну из них входили той или иной степени сложности мультитембральные синтезаторы с автоаккомпанементом, в другую — сценические и домашние цифровые фортепиано.

С течением времени происходили взаимные проникновения технологий, цифровые пиано не только улучшали звучание и наращивали полифонию, но и приобретали дополнительные звуковые наборы, простые секвенсоры для мгновенной записи игры и другие полезные функции. А сейчас в линейке пиано серии Privia появился инструмент, сочетающий в себе цифровое фортепиано, синтезатор и MIDI-контроллер.

Основные возможности

Сердцем PX5S является разработанный инженерами Casio звуковой источник нового поколения "Acoustic and intelligent Resonator", сокращенно AiR. Сущность технологии в имеющейся документации полностью не раскрывается. Известно, что используется многослойное семплирование фортепиано со сжатием без потерь, и на этапе формирования готового тембра применяется регулируемый струнный и демпферный резонанс, что позволяет формировать вполне реалистичное звучание акустического рояля.

Casio PX5S имеет 88 клавиш фортепианного типа. Несмотря на то, что это реальная молоточковая клавиатура, и пальцы ощущают соответствующую и вполне ожидаемую инерцию хода, сам инструмент довольно легкий и весит всего 11,1 кг. Штатной деревянной подставки он не имеет, поэтому с транспортировкой, в отличие от типовых кабинетных фортепиано, не возникает никаких проблем. Внешний вид инструмента показан на рис. 1.

Клавиатура типа "Tri-Sensor" Scaled Hammer Action II, которой оснащена модель PX5S, замечательна, прежде всего, тем, что каждая клавиша в ней имеет три сенсора (рис. 2). Это позволяет клавиатурному контроллеру более тонко отслеживать динамику игры, по сравнению с распространенной двухконтактной схемой. Кроме того, клавишный механизм уверенно поддерживает высокую скорость репетиции (повторного нажатия без полного отпускания клавиши) и чувствителен не только к скорости нажатия, но и к скорости отпускания клавиш.

Тактильные ощущения, на мой вкус, "правильные": и по глубине хода клавиши, и по массе, и по инерции. Единственное, что я сразу и категорически решил изменить в настройках инструмента, это тип динамической чувствительности клавиатуры. Здесь поддерживаются три варианта: Light, Normal, Heavy. По умолчанию установлен средний уровень, однако в этом случае при игре возникает странное ощущение, будто пальцы вязнут, и вообще отдача звука происходит с задержкой. Хоть и мала эта задержка, но чувствуется. Включение "легкого" режима все исправляет, и инструмент становится полностью отзывчивым. При этом реакция на динамику игры у него остается достоверной.

Внешнее покрытие клавиш хорошее. Умеренно шершавая поверхность обеспечивает оптимальное сцепление с кончиками пальцев. Покрытие белых клавиш имитирует шероховатую слоновую кость, черные клавиши матовые, тоже не скользкие и не прилипчивые, имитируют черное дерево.

Звуковой источник поддерживает максимальную полифонию в 256 голосов. С учетом стереофонической раскладки семплов получается 128. Наконец-то можно не опасаться составлять кластеры при постоянно нажатой правой педали (которая, к слову, имеется в комплекте).

Собственно, для типового цифрового пиано в PX5S наличествует все, что нужно, за исключением, пожалуй, встроенных акустических систем. Данная модель их не имеет, и инструмент нужно подключать к внешней системе звукоусиления. Или же использовать наушники, для которых, по традиции, есть два параллельных выхода. Это позволяет организовать тихие занятия учителя с учеником или, например, неслышно для окружающих играть в четыре руки.

Для домашнего использования отсутствие встроенной акустики немного неудобно. Однако здесь можно утешиться тем, что при столь скромных габаритах инструмента серьезную акустическую систему вставить просто некуда. А "несерьезная", пожалуй, лишь смажет впечатление.

Воссоздание звука фортепиано — лишь одна из функций PX5S. Здесь имеется также цифровой синтезатор (PCM) с набором семплов в постоянной памяти (свыше четырехсот, GM Level 1). На их основе собраны 370 пресетных тембров. Среди них 300 обычных, "мелодических", 20 наборов ударных (PCM Drum) и еще 50 пресетов отведены для сложных многослойных пэтчей. Они называются Hex Layer Tones и содержат до шести слоев, управлять которыми можно в реальном времени. Для рационального распределения голосов можно разделить клавиатуру на четыре зоны с уникальным номером MIDI-канала для каждой из них. Эта функция доступна при использовании отдельной группы сценических пресетов (десять банков по десять "сцен"). Соответственно, на каждую зону можно назначить собственный звук из инструментальных банков. Есть четыре арпеджиатора, также распределяемые по зонам. Для окончательной доводки звуков имеется встроенный процессор эффектов.

Есть 350 ячеек для записи пользовательских звуков, из которых 180 ячеек отданы обычным "мелодическим" пресетам, еще 150 — звукам категории Hex Layer. Оставшиеся принадлежат барабанным наборам.

Инструмент имеет восьмидорожечный фразовый секвенсор емкостью около 1000 фраз с возможностью закольцовывать запись, восьмидорожечный песенный секвенсор (до десяти песен). Есть также аудиорекордер для записи игры на флеш-накопитель в формате WAV, 44,1 кГц, 16 бит. Поддерживается запись до ста песен продолжительностью до 25 минут каждая.

PX5S может работать без внешнего электропитания, от батареек. Справа, под плоской площадкой на краю корпуса, есть отсек для размещения восьми батареек типа АА, обеспечивающих автономную эксплуатацию инструмента около трех часов.

Панель коммутации

Кроме USB-разъема для флешки, расположенного по правую руку на лицевой панели, вся коммутация осуществляется на задней панели инструмента (рис. 3). Здесь есть вход и выход MIDI на стандартных разъемах DIN5, два линейных выхода на джеках (левый и правый), два линейных входа, два стереовыхода для наушников, дополнительный стереофонический аудиовход на миниджеке, два разъема для подключения педалей. Там же расположено гнездо для адаптера питания (он в комплекте поставки). В отдалении от этой группы находится разъем USB типа "B" для соединения с компьютером.

Лицевая панель и управление

Все органы управления инструментом на лицевой панели сгруппированы в три крупные секции. Справа от ЖК-дисплея находятся кнопки управления банками сценических настроек, кнопки входа в редактирование пресетов и управления курсором (рис. 4).

Слева — кнопки выбора звуков, вызова системных настроек (а том числе эффектов), кнопки управления секвенсором, а также регулятор общей громкости и кнопка включения питания (рис. 5).

Непосредственно у левого края инструмента находится набор элементов управления звучанием в реальном времени (рис. 6). Это традиционные колеса сдвига высоты тона и модуляции, а также шесть многофункциональных слайдеров и четыре потенциометра. Слайдеры и потенциометры могут выполнять различные задачи в зависимости от текущего режима работы инструмента, кроме того, их назначение можно перепрограммировать.

Обычные пресетные звуки в Casio PX5S называются "тонами". Все они разделены на восемь крупных групп, или категорий (пианино, электропиано, органы, синтезаторы и так далее). Непосредственный доступ к любой группе звуков, включая наборы ударных (Drums), открывается нажатием одной из восьми кнопок "Tone" слева от дисплея. Для перелистывания тонов в группе нужно воспользоваться кнопками "+/Yes" и "-/No", расположенных уже в правой секции. Эти же кнопки, кстати, используются для изменения значений редактируемых параметров.

При желании, и если вы точно знаете номер пресета, его можно вызвать прямым цифровым набором. Для этого нужно нажать кнопку "Num Key" на правой панели, а затем последовательно набрать нужный номер цифровыми кнопками, находящимися рядом.

Номер выбранного тона, его название и категория высвечиваются на дисплее в нижней его половине. В верхней части дисплея обычно показан текущий номер "сцены", и вся работа с изменением звукового пресета проводится как бы внутри этой самой сцены, поскольку такова существующая иерархия. Но пока что на это можно не обращать внимания, иначе простые вещи могут показаться сложнее, чем они есть.

Для редактирования тона следует нажать кнопку "Edit". В появившемся меню первого уровня (рис. 7) нужно курсорными кнопками переместить фокус на выбранную строку с заголовком подменю (в данном случае у нас отмечена опция "Tone") и, как указано в экранной подсказке, нажать кнопку "Enter", которая расположена рядом с кнопкой "Edit" в группе цифровых кнопок.

После этого откроется вложенный уровень меню, собственно и отвечающий за редактирование параметров пэтча, в котором можно настраивать огибающие, LFO (с регулируемой плавной задержкой), параметры фильтра, транспонирование, чувствительность к динамике, посылы на эффекты, и так далее. Есть даже динамическое панорамирование.

Кстати, огибающая здесь имеет довольно развитую структуру. Есть три фазы Decay c раздельной настройкой времени спада и уровня сигнала в момент окончания каждой из них. Фаз затухания две, тоже полностью регулируемые. Есть Release Time 1 и Release Level 1, и такая же пара с номером "2".

В режиме редактирования изменение параметров можно проводить не только кнопками "плюс" и "минус", но и первым слайдером, просто двигая его вперед или назад. Иногда так оказывается удобнее, но не всегда.

Большинство меню — многостраничные. В этом случае в правом верхнем углу дисплея всегда присутствует маркировка, обозначающая номер текущей страницы и общее количество страниц. Вид и содержание открываемого меню, конечно же, зависят от того, что собственно будет редактироваться. Даже меню редактирования звуковых пресетов индивидуально для каждого их типа. "Hex Layer" отличается от обычного тона, скажем, гитарного, набор ударных инструментов тоже имеет свои особенности.

Рассмотрим для примера, как устроены шестислойные пэтчи. Первый уровень меню (он называется "Hex Edit") содержит пять страниц. На них построчно выведены изменяемые параметры, общие для всех слоев, например, громкость. Там же находятся названия вложенных меню, в которых, в свою очередь, идет послойное редактирование. Заголовки вложенных меню всегда можно отличить по отметке ">Ent" справа от названия, что подразумевает необходимость нажатия кнопки "Enter". Первую страницу меню "Hex Edit" можно увидеть на рис. 8, на самом верхнем изображении дисплея. Если в данном меню переместить курсор во вторую строку, где находится подменю "Layer Edit", и нажать кнопку "Enter", то можно попасть непосредственно в меню редактирования параметров слоя. Все четыре страницы этого меню также показаны на рис. 8 последовательно, одна под другой. Здесь можно выбирать волновую форму, настраивать работу фильтра и усилителя, выбирать эффекты, ограничивать клавиатурный диапазон слоя и чувствительность к скорости нажатия клавиш. Крупный значок "L1" рядом с квадратиком показывает номер текущего слоя, к которому и относятся все настройки. Соответственно, чтобы внести изменения в другой слой, нужно вначале на него переключиться. Но эта процедура выполняется уже не в меню, а кнопками "+" и "–", находящимися слева от дисплея, под маркировкой "Zone/Part…", что выглядит несколько непривычно: кнопки, занимающиеся одним общим делом, слишком далеко разнесены по лицевой панели.

В целом я считаю, что, несмотря на относительно малый размер дисплея, данные в нем отображаются нормально. А вот кнопки управления курсором — неудобные, поскольку все четыре направления расположены в один ряд. Выглядит этот ряд, вроде бы, осмысленно, однако пальцы против такого смысла протестуют: для вертикального движения курсора хочется переставить палец выше или ниже, но не вправо/влево. Делать это на ощупь практически невозможно. Чтобы не запутаться, приходится всякий раз смотреть на обозначения кнопок, и все редактирование в результате происходит довольно медленно. Похоже, при создании дизайна панели на первое место ставилась "красивость", чтобы кнопки шли ровной линейкой.

Несколько странным кажется и разнесение функциональных кнопок по разным секциям панели. Ловкость рук приходится проявлять не только при настройке многослойных звуков, но также при редактировании системных параметров или настройке эффектов. Вначале нажимаешь кнопку далеко слева от дисплея, а затем бежишь взглядом далеко вправо, туда, где сидят кнопки "Edit" и "Enter".

В принципе, редактировать параметры можно при помощи слайдеров. Это удобно, но для реального ускорения процесса их функции нужно выучить.

С любым тоном можно использовать арпеджиатор, для запуска которого служит кнопка Arpeggio. Для выбора типа арпеджио нужно открыть специальное меню. Однако на этот раз кнопка "Edit" не потребуется, нужно лишь некоторое время удерживать нажатой саму кнопку включения арпеджиатора.

Casio PX5S пригоден как для однотембральной, так и для мультитембральной работы. Но 16 частей мультитембральности здесь неравноценны. Первые четыре части по умолчанию предназначены для четырех собственных клавиатурных зон инструмента (хотя, конечно, принимают и внешние MIDI-команды), а части 5-16 принимают MIDI-сообщения только от внутреннего или внешнего секвенсора, но не с клавиатуры. Звук фортепиано или любого из типовых "Melody Tones" можно назначить на любую часть. Наборы ударных можно назначать только на первый канал и на номера с 5-го по 16-й. А вот шестислойные пэтчи Hex Layer можно назначать только в первые две части мультитембральности, и ни в какие другие. Последнее обусловлено существенным расходом полифонии, ведь шесть слоев при прочих равных условиях требуют в шесть раз больше ресурсов, чем один слой.

Casio PX5S имеет несколько встроенных процессоров эффектов, которые в документации называются так: DSP, System Effects, Master Effects. Первый из них, DSP, работает в инсертном режиме исключительно с первыми четырьмя частями мультитембральности. То есть, все эффекты этого процессора можно использовать при игре на собственной клавиатуре инструмента, по всем четырем клавиатурным зонам. DSP имеет набор из двух десятков эффектов, среди которых есть трехполосный эквалайзер, компрессор, лимитер, дилей, модуляционная группа, дисторшн, автопанорамирование и автовау, питч-шифтер и кольцевой модулятор. Струнный резонанс для фортепианных звуков также работает только в первых четырех частях.

Процессор системных эффектов работает в режиме посыла-возврата и обслуживает каждую из шестнадцати частей мультитембральности. Он содержит хорус, ревербератор и дилей, все с редактируемыми параметрами. Мастер-эффект работает после канального микшера, на выходе, и предлагает мастер-компрессор и мастер-эквалайзер. Общее представление об архитектуре блока эффектов можно получить из рис. 9.

Кроме обычной пресетной памяти, как указывалось ранее, PX5S имеет пользовательскую память сценических установок, десять банков по десять ячеек. Память сцены вмещает в себя большую совокупность параметров, чем память тонов. Именно здесь появляется возможность делить клавиатуру на четыре зоны. В сцену записываются следующие индивидуальные параметры для каждой зоны: звуковой тон, настройки эффектов, арпеджиатора и даже произвольно записанных пользовательских фраз (которые впоследствии можно использовать для составления песни в секвенсоре). Кроме того, для каждой сцены в целом можно запрограммировать собственное назначение педалей, а также слайдеров и потенциометров лицевой панели, что позволяет ощутимо менять общее поведение инструмента во время игры. При этом индивидуально для каждой зоны можно указать, будет ли она принимать команды от этих управляющих элементов или же будет их игнорировать.

Доступ к сценам организован с правой кнопочной панели (группа кнопок "Stage Settings"). Их можно вызывать непосредственно в формате номер банка / номер сцены, или пролистывать последовательно. Примерная структура данных, записываемых в ячейку сцены, показана на рис. 10.

Для автономной записи собственной игры можно воспользоваться фразовым секвенсором, доступ к функциям которого открывается по нажатию кнопки "Phrase" на левой кнопочной панели. Заявленная в документации емкость каждой фразы составляет примерно 1600 нот. Данный секвенсор записывает MIDI-события, в том числе сообщения, которые генерируются при перемещении слайдеров, потенциометров, колес или нажатии педалей. Поэтому если их использовать во время игры, реальная нотная емкость фразы может оказаться существенно меньше.

Фраза может ограничиваться заранее установленным в меню количеством тактов (параметр "End Measure") или же иметь произвольное окончание. В первом случае запись выключается автоматически по достижении заданной точки, а во втором — при ручной остановке секвенсора (кнопка Start/Stop). Доступна однократная или зацикленная запись. В режиме петли можно использовать запись с наложением (overdub), есть функция квантайза и метроном. По умолчанию фраза записывается с текущим тоном (пэтчем), но при необходимости его потом можно заменить любым другим. Записанная фраза может быть сохранена как во внутренней памяти, так на флешку. В качестве имени фразы выступает ее порядковый номер.

Данные нескольких записанных фраз можно объединить в песню. Функция "песенного секвенсора" устроена несколько более громоздко, хотя сам секвенсор как раз несложный. Для входа в режим песни нужно вначале нажать на левой кнопочной панели комбинированную кнопку "Effect/Song", чтобы подсветилась нужная маркировка, затем нажать кнопку "Edit", которая находится на правой панели. Внутри "песенного" меню с помощью курсорных кнопок нужно найти заголовок "Track Edit" и открыть его кнопкой "Enter". И вот здесь уже начинается последовательное составление песни из готовых блоков, то есть фраз. Выбирается номер трека (1-8), и для него вручную задаются: номер фразы (Ph000-Ph999), количество ее повторов (1-99), транспонирование (+/-24 полутона). Ничего особенно сложного здесь нет, как нет и серьезного редактирования. Да оно, пожалуй, и не требуется: для качественных набросков достаточно и перечисленных возможностей, а для более серьезной работы существуют изначально более серьезные секвенсоры. Так зачем делать лишнюю работу? Готовая песня может быть записана как во внутреннюю память, так и на внешний носитель (флеш-накопитель или жесткий диск компьютера). Емкость собственной памяти секвенсора рассчитана на десять песен.

При работе над многодорожечным проектом, как с "внутренней" песней, так и при проигрывании внешних MIDI-файлов, можно пользоваться внутренним многоканальным микшером. Он позволяет регулировать громкость и панораму треков, переназначать звуки в каждой части, подстраивать высоту тона, изменять уровень посыла на эффект в процессоре System Effects.

Кроме MIDI-секвенсора Casio PX5S имеет также и аудиорекордер, предназначенный для непосредственной записи игры. Записывается аудиопоток формата WAV (стереопара 44,1 кГц, 16 бит), фиксируя то, что воспроизводится через аудиовыходы. Предварительно понадобится установить флеш-накопитель в порт, расположенный под правой рукой на лицевой панели инструмента. После того, как операционная система закончит определение и установку нового устройства, нужно нажать кнопку "Audio Recorder" на правой кнопочной панели, а затем запустить собственно запись.

Поддерживается также запись исполнения под минусовку. Можно, например, предварительно включить воспроизведение песни в секвенсоре, а затем активировать рекордер и играть на клавиатуре. В аудиофайл запишется все то, что будет слышать исполнитель. Можно также подать фонограмму на аудиовход и подыгрывать. Адресная емкость рекордера довольно велика: он поддерживает запись (и чтение) до ста файлов, максимальной продолжительностью до 25 минут каждый.

Data Editor

Как и большинство современных инструментов, Casio PX5S умеет поддерживать связь с персональным компьютером и имеет собственный программный редактор. Последний позволяет в реальном времени изменять значения параметров и сохранять пользовательские данные прямо на жесткий диск, что дает пользователю возможность создавать сколько угодно собственных звуковых библиотек для данного инструмента. Кроме того, редактор поддерживает преобразование стандартных MIDI-файлов в файлы фраз.

Системные требования для редактора невысоки. Для работы в среде Windows достаточно операционной системы XP(SP2), для Mac OS — версии 10.5 и выше. Требования к аппаратной части в документации не оговорены, однако на практике их можно сформулировать просто: если на компьютере установлена и работает удовлетворяющая условиям ОС, то редактор тоже будет работать. Просто потому, что физический объем передаваемых данных очень мал, и никакие специфические ресурсозависимые механизмы передачи здесь не используются.

Архивный ZIP-файл с редактором можно скачать на официальном сайте компании Casio. Особенность программы заключается в том, что она не требует инсталляции в системе и вообще очень компактна по объему. При распаковке в выделенную директорию помещается собственно исполняемый файл программы и четыре динамические библиотеки к нему. Щелкаем мышью по файлу редактора, и он сразу запускается. Не меньше минуты программа сканирует имеющиеся порты, после чего открывается рабочее окно. Если USB-кабель не подключен, редактор запускается с отметкой "Communication Error" в разделе общих программных настроек.

Рабочее окно программы имеет несколько функциональных разделов, переключаться между которыми можно при помощи инструментальной панели, вертикально расположенной слева. Первый раздел, как видно из его названия (Parameter Edit), предназначен для редактирования параметров тон-генератора. Он состоит из нескольких вкладок, ярлычки которых горизонтально расположены под верхней границей окна. Первая вкладка посвящена сценическим установкам, Stage Settings, где в графическом виде отображаются параметры каждой из четырех зон. Эта вкладка, в свою очередь имеет еще четыре вкладки, открывающие группы настроек Zone, Common, System и Master. На рис. 11 показана группа индивидуальных параметров каждой зоны (Zone).

На рис. 12 можно увидеть группу параметров, общих для всех зон (Common), а именно — интерфейс назначения параметров на слайдеры и вращаемые регуляторы. На каждый элемент управления можно назначить два разных параметра.

Вкладки System и Master относятся к одноименным процессорам эффектов и открывают простые странички редактирования соответствующих параметров.

Если необходимо подредактировать в зонах параметры исходных тонов, то следует переключиться на вкладку Tone Z с номером выбранной для редактирования зоны (рис. 13).

Интерфейс программы компактным не назовешь, однако назначение его элементов вполне понятно и проблем при использовании не вызывает. Важно также то, что изменение данных происходит в реальном времени и с трансляцией данных, и если, скажем, подвигать мышкой на экране какой-нибудь слайдер, то звучание инструмента будет меняться на лету.

Самым громоздким, вероятно, следует считать окно микшера (рис. 14). По крайней мере, на дисплее ноутбука при обычном для него разрешении 1024 х 768 точек микшер полностью не уместился. Из шестнадцати линеек в окне помещается меньше половины (у меня получалось не более семи "с половиной" при полностью раскрытом окне). По вертикали то же самое: если оставлять перед глазами кнопки включения каждой части (они в самом верху микшерной панели), то фейдеры громкости на экране не видны, просто не умещаются. Опустившись к фейдерам, теряем кнопки включения и зону настройки высоты тона и диапазона Bend Range в каждом канале. Никаких возможностей масштабирования изображения я не обнаружил, есть только горизонтальная и вертикальная прокрутки. Возможно, интерфейс проектировался с расчетом на популярные нынче мониторы с соотношением сторон 16:9, но проверить это предположение мне было не на чем.

А наиболее компактно уложенными оказались параметры группы System Settings (рис. 15). Здесь уже преимущество компьютерного интерфейса перед собственным дисплеем Casio PX5S выглядит очевидным, поскольку все параметры одновременно отображаются в единственном окне.

Прочие возможности программы, с "транспортно-библиотечными" наклонностями, я исследовал мало, поэтому упомяну их совсем кратко. Раздел "Transfer" предназначен для обмена банками памяти между компьютером и инструментом. Под банками подразумеваются наборы тонов, сценических установок, арпеджио, фраз, песенных секвенций и так далее. Например, на рис. 16 показаны фрагменты окон с полученными из инструмента списками шестислойных пресетов (вверху) и сохраненных сцен (внизу). В правой части окна, над списком, можно увидеть маленькую пиктограмму в виде клавишного инструмента с подписью "PX5S". Это идентификатор модели подключенного инструмента. Если попытаться запросить содержимое банков инструмента при "холостой" работе программы, без подключения, то никакого списка в окне не возникнет, а рядом с пиктограммой будет стоять подпись "Disconnected".

Содержимое каждого банка распознается в виде файлов различных типов и сохраняется в компьютере с собственным расширением. Например, все файлы сценических настроек имеют расширение *.ZPF, песенные секвенции обозначаются *.ZSQ, и так далее. Все обозначения разные, кроме первой буквы "Z", и их перечень приведен в справочном руководстве к редактору, который существует в виде отдельного файла под названием Data Editor User's Guide.

Более подробно разбирать работу редактора мы не будем. Отмечу лишь, что работает он вполне надежно, без зависаний и сбоев, многие элементы интерфейса поддерживают удобные контекстные меню, вызываемые правой кнопкой мыши, и, самое главное, все это доступно и последовательно описано в упомянутом справочном руководстве, которое также можно скачать на сайте производителя.

Звучание

Несмотря на то, что PX5S, прежде всего, является сценическим пиано, именно фортепианных звуков я приготовил совсем мало. Исходных фортепианных семплов здесь в принципе немного, поэтому имеет смысл показать самый обычный тембр. Например, такой, как записан в файле 01_GrandPiano. Используя загруженные в банк семплы и применяя к ним, например, эквалайзер, взаимную расстройку нескольких слоев или что-нибудь еще, можно получить набор довольно разных по звуку инструментов: ярких, глухих, унисонных и так далее, что и имеет место быть в заводских банках.

Название следующего примера говорит само за себя. В файле 02_ClickOrgan показан электроорган с немного грязноватым (от легкого эффекта дисторшн) отчетливым кликом в момент нажатия клавиш. Более основательный, и при этом сочный и переливчатый звук органа можно услышать в файле 03_Hex-organ.

Из других образцов одиночных звуков могу еще предложить прослушать простой акустический бас (файл 04_AcousticBass). Прочие "простые" звуки я не записывать не стал. В инструментальном банке есть некоторое количество семплов акустических инструментов: флейты, саксофоны, скрипки, туба, аккордеон, гитара. Есть хоры и клавесины. В большинстве своем они довольно просты, и составляют, в сущности, стандартный добротный GM-набор. Но зато когда их соединяешь в шесть слоев... Из-за экспериментов с многослойными звуками (Hex Layer) и сценическими пресетами с их использованием я даже напрочь забыл записать образцы электропиано. А они здесь вполне приличные.

Но продолжим. Несколько последующих примеров посвящены арпеджиаторам и секвенсорам. В файлах 05_Arp_Phrase1 и 06_Arp_Phrase2 показана работа арпеджиатора с синтезаторным звуком при ручном управлении параметрами фильтра. Надо заметить, что в большинстве случаев фильтр не блещет каким-то специфическим звукообразованием, однако иногда, как в приведенных примерах, с ним удается получить достаточно сочный звук.

В файле 07_DrumSeq1 записан один из сценических пресетов, в разных зонах которого работают большой барабан, бас и сольный синтезаторный звук. Барабан играет автоматически, когда нажата любая клавиша, мелодическую тему я доигрывал вручную. Аналогичный пресет, только более насыщенный звуками, можно услышать в файле 08_DrumSeq2. Здесь слышна, по сути, заготовка для electro-dance композиции, популярной, судя по стилю, где-то в конце 80-х годов прошлого века. Все партии здесь обыгрываются автоматически, я лишь удерживал нажатыми несколько клавиш.

Следующие три примера посвящены симбиозу фортепиано с иными инструментами, главным образом, синтетическими. Все тембры представляют собой заводские заготовки из банка Hex Layer. Они не все шестислойные, но это и не всегда требуется. Иногда и трех-четырех слоев более чем достаточно.

В файле 09_Hex-Piano1 к фортепиано добавлены синтетические пэды (по всему диапазону) и колокольчики (в верхних регистрах). Пример просто проигрывался двумя руками. Колокольчики в правой руке пытаются маскировать звук рояля, но все же слышны отдельно от него, в частности из-за иного панорамирования.

В файле 10_Hex-Piano2 использована уже ставшая классикой комбинация "пиано и пэд". И тембр здесь формируется соответствующий, утяжеленный фоновой заливкой, отчего он приобретает своеобразный драматический характер. В файле 11_Hex-Piano3 использовано больше слоев, и звук, соответственно, стал сложнее, с еще более густой подложкой, которая, однако, даже не пытается как-то маскировать звук самого фортепиано, а только поддерживает его, создавая нужную атмосферу. В обоих случаях во время игры активно использовалась педаль.

Следующая группа примеров демонстрирует заводские многослойные пэтчи группы Hex Layer. Количество слоев в них я даже не считал. Сколько бы их ни было — неважно, главное, что звук в любом случае получается объемным и красивым. Например, в файле 12_Hex-Athmo тембр очень широкий, чуть дрожащий, со своеобразным ретро оттенком, и очень чувствительный к динамике игры. Тема сыграна в две руки.

Для следующего примера использован пресет с набором хоровых и синтетических звуков. При динамичной игре тембр формируется густой, но с характерным воздушным сипением, а при удержании некоторых нот поверх всех хоров быстро пробивается синтетика, добавляя более жирные переливчатые оттенки. Файл называется 13_Hex-CosmicVoice.

В пресете, использованном для записи примера 14_Hex-Synth, в слоях использованы самые разнообразные звуки. Итоговый тембр в результате получился подвижным и живо реагирующим на динамику игры.

В следующем примере хоровые семплы объединены с синтетическими, среди которых есть как статические звуки, так и подвижные, "чирикающие" в верхнем диапазоне. Кроме того, в басовом диапазоне есть специально для него выделенный звуковой слой. В совокупности получается мрачноватое, сдержанно скорбное, но очень красивое звучание. Файл с этим примером называется 15_Hex-Voice.

В файле 16_Hex-RainyDay собраны разнообразные воздушные хоры, жирные синтетические подклады, а также слой с включенным арпеджиатором, что в совокупности позволяет получить очень глубокое и насыщенное звучание.

В трех следующих примерах можно услышать, как изменяются тембры группы Hex Layer при непосредственном управлении с лицевой панели. В первом из них слышно, как заглушенный первоначально слой с арпеджиатором постепенно выводится на первый план. Это делалось при помощи слайдера. Попутно я менял динамику игры и вводил несколько новых звуковых слоев, также заглушенных перед началом записи. В самом конце исполнения арпеджированный слой вновь плавно выводился в ноль. Файл называется 17_Hex-Live-edit1.

Для записи примера 18_Hex-Live-edit2 в арпеджированном слое с синтетическим звуком изменялись параметры фильтра, вызывая соответствующие тембровые изменения.

Для записи файла 19_Hex-Live-edit3 использовался пресет без арпеджиатора, что, впрочем, отнюдь не делало его не интересным. Составляющие пэтч слои и без того обладают значительной подвижностью благодаря правильным внутренним настройкам. Характер звука, который выдает данный пресет, сильно зависит от динамики исполнения. Ну и, конечно же, от передвижения слайдеров, изменяющих баланс громкости разных слоев, чем я и пользовался при игре.

Особенности, присущие этому тембру, почему-то ассоциируются у меня с ранним летним утром, когда небо на востоке только-только начинает светлеть, но постепенно заря разгорается все ярче и ярче, и вот, наконец, появляется край солнечного диска. (Каюсь, непосредственно восход солнца я так и не доиграл: за окном в это время было пасмурно, сыро, да и вообще зима, и тема никак не хотела рождаться.)

Завершая этот раздел, хочу сказать несколько слов о канальном процессоре эффектов (DSP). Сам по себе он оказался довольно простым, и составляющие его эффекты воображение не поразили. В частности, алгоритмы модуляционной группы (фейзеры, фленджеры и хорусы) мне не очень понравились, потому что их работа слышна сильнее, чем следовало бы. Несколько грубовато, пожалуй. А вот дисторшн, напротив, оказался весьма хорош. "Примоченные" электрогитары здесь выглядят сочно, и вообще очень достойно для клавишного инструмента.

Обобщая все свои наблюдения, хочу сказать следующее. Компания Casio создала очень интересный и невиданный гибрид цифрового пианино и синтезатора. А комбинация шестислойных пресетов, четырехчастных сценических установок, арпеджиаторов и фразовых секвенсоров вообще уникальна. Даже из простых, казалось бы, исходных звуков с помощью этого инструментария запросто формируются грандиозные звуковые полотна.

Немного критики

Вначале я хотел бы указать на некоторые выявленные недостатки. Они не касаются способностей инструмента как такового, а носят, в основном, сопутствующий характер.

Единственным недостатком самого инструмента, на мой взгляд, является лишь некоторая неупорядоченность интерфейса лицевой панели. Я считаю, что схожие по своей сути операции, например, редактирование параметров какого-либо узла, должны отрабатываться схожим способом, то есть единообразно. Тогда их можно освоить очень быстро: это будет "дружественный" интерфейс, который обычно понятен даже без инструкции. В нашем же случае для редактирования иногда необходимо нажатие специально выделенной кнопки "Edit", а иногда, как, например, в случае с арпеджиатором, — долгое нажатие кнопки включения самого арпеджиатора. Неудобными мне кажутся и вынужденные метания между левой и правой кнопочными панелями при выполнении одной простой операции. Приходится буквально размахивать руками. Впрочем, проектировщик интерфейса какой-то своей логикой наверняка руководствовался, поскольку оказалось, что привыкнуть к этому все-таки можно, хотя и не сразу.

Некоторое неудобство доставляет и маленький дисплей. По нынешним временам использование более крупного дисплея не должно вызвать ни финансовых, ни каких-либо иных сложностей, а наличие многоканального микшера и шестислойных звуковых пресетов просто-таки требует одновременного визуального вывода больших групп параметров. А для этого окошко должно быть шире.

Но все это, по большому счету, не столь страшно. Кроме того, есть программный редактор, в котором все представлено более наглядно.

Главное, что следовало бы поругать, — это пользовательское руководство. Оно оказалось чрезвычайно неудобным в освоении. Прежде всего, нужно отметить, что этих документов два: общее руководство (Basics) и углубленное (Tutorial). Описание действий пользователя не систематизировано, бесконечно повторяются перекрестные ссылки. Одинаковые действия в разных разделах одного и того же документа то расписываются относительно подробно, то обрываются ссылками на другой документ. Если знать, что ищешь, то информацию находишь, но если задаться целью изучить инструмент по документации, последовательно "загрузив" в себя мануал еще до начала практических действий, то эта затея, скорее всего, окончится провалом. Вообще-то в таких случаях нередко применяется испытанный способ под названием "совсем не читать мануал", однако инженеры и на этот случай "подстраховались", добавив немножко странностей в интерфейс управления. Так что читать эти документы хоть и нелегко, но нужно.

Зато руководство по работе с программным редактором прописано аккуратно и последовательно, и здесь проблем вообще не возникает.

Заключение

В целом, модель Casio PX5S кажется мне очень удачной. Здесь даже можно расписать все по пунктам. Во-первых, это хорошее цифровое фортепиано, как по звуку, так и "на ощупь". Не сравниваем с топ-моделями, конечно, и, тем не менее — хорошее. Во-вторых, это уникальный "комбайн" с многозонной клавиатурой и шестислойными комбинациями звуков, которые несложно создавать и которыми легко управлять в реальном времени. Половина индивидуальных звуков, не относящихся к фортепиано, сами по себе воображение не поражают, но вот их произвольные комбинации уже делают это запросто. Звуковые конструкции получаются очень объемными, живыми и дышащими. В-третьих, инструмент может работать автономно. С комплектом батареек его можно увезти даже в лес, чтобы на какой-нибудь поляне под сосной сочинять музыку и сразу же записывать появившиеся идеи в секвенсор, делая наброски будущей аранжировки. Чему немало способствует "в-четвертых", а именно — небольшой вес инструмента.

Учитывая перечисленные свойства, а также умеренную розничную цену, полагаю, что Casio PX5S должен хорошо себя зарекомендовать как на сцене, так и в качестве домашнего инструмента.

Владимир Сапрыкин, Музыкальное Оборудование

Комментарии 0

Оставить комментарий