Вы здесь

4759

Как один маленький синтезатор перевернул мир регги?

Casiotone MT40 вышел в 1981 году. 4 года спустя он полностью перевернул мир регги.
Автор: 
Casioteka
СТАТЬИ О МУЗЫКЕ

Взглянув на Casio Casiotone MT40, вы подумаете, что это обычная ни чем не примечательная клавиатура. Возможно даже у вас была когда-нибудь подобная. Вышла эта кремовая коробочка с 37 одинаковыми клавишами, 22 различными звуками инструментов, шестью встроенными ритмами и встроенной басовой мини клавиатурой в 1981 Стоила она тогда около $150, сейчас вы такую в приемлемом состоянии и за $400 на eBay не найдете.

Несмотря на доступность и небольшой размер, эта бежевая пластиковая коробочка таит внутри себя особые секреты. “Роковый” пресет, что однажды был открыт, будет звучать в популярнейших музыкальных хитах следующие 30 лет. Этот пресет станет популярнейшим в самых известных “Риддимах”, породит много различных имитаций и направит регги в новую для себя цифровую эру. Про историю появления в регги такого явления, как “Риддим”, есть множество рассказов, но большинство из них построены на мифе. Это настоящая история о том, как Casio MT40 стала одной из самых вдохновляющих и влияющих на музыкальную культуру клавиатур среди себе подобных.

Для тех, кто в танке. Вот та самая трех секундная мелодия, с которой все началось.

 

 

Если вам доводилось слышать одну из версий происхождения “риддима”, она была примерно следующей. “Роковый” пресет на Casio MT40 был создан на основе “Somethin’ Else” Эдди Кокрана. Однако никому из тех, кто пытался воссоздать звук Эдди Коркана, так и не удавалось это сделать. Этот “шаткий” ритм был открыт позже (примерно в середине 80х) такими регги музыкантами, как Ноэл Дэйви, Кинг Джемми и Уэйн Смит. Трио использовало этот пресет для басовой линии их сингла 1985 года “Under mi sleng teng” (ода опасности наркотиков), а все остальное, как они говорят, уже история.

Уэйн Смит

Большая часть этой истории правдива, но некоторые ее моменты являются чистой выдумкой. Этот пресет вообще никак не связан с Эдди Корканом, как и “Anarchy in the UK” Sex Pistols. Считается, что этот пресет сочетает в себе элементы от этих двух композиций. Производственный департамент Casio вместе с музыкальным инженером Хироко Окуда рассказали, что они некоем образом не рассматривали эти две песни при создании MT40. Почему Хироко Окуда в этом так уверена? Да потому что она и создала этот пресет. Никто и никогда не рассказывал о влиянии роли Хироко в становлении “Риддима”.

Хироко Окуда начала работать в Casio в 1980, сразу после окончания факультета Музыки в Токийском музыкальном колледже имени Кунитачи. Она все еще в Casio, но MT40 до сих пор является одним из главных и значимых проектов, над которым она работала. Несмотря на то, что она создала этот “роковый” пресет, она понятия не имела, откуда пошла эта история про Эдди Коркана, и почему она оказалась такой популярной. Окуда также считает, что большинство людей предполагает, что пресет был взят из музыки King Jammy, и это предает истории особый шарм.

Ноэл Дэйви, который владел этой клавиатурой, использовал ее в “Under mi sleng teng”. Изначально он хотел приобрести синтезатор Yamaha DX7, но на тот момент он не мог себе такое позволить. В результате он остановился на MT40, который технически не являлся синтезатором (это лишь набор предустановленных звуков). Если бы у Дэйви была возможность купить DX7, кто знает, возможно “Риддим” так и остался бы внутри MT40.

Однако Окуда все же является ключевой фигурой в этой истории. Помимо ее работы в должности музыкального инженера в Casio и работы над MT40, она также была большим фанатом регги. Все свои студенческие годы она только и делала, что слушала музыку этого направления. Сама Окуда сказала об этом следующее: “Я думаю, что в Сленг тенге всегда было что-то реггиподобное. Меня действительно очень затронул тот факт о том, что я всегда слушала, сможет воплотиться в конечный продукт.” Это вызывает у нас следующий вопрос: “Чем же на самом деле является MT40? Курицей или Яйцом?” Действительно ли Окуда на подсознательном уровне дала MT40 чувство регги, что в последствии было открыто Дэйви и King Jimmy? Или же все это случайное стечение обстоятельств?

Вскоре после того, как сингл “Under mi sleng teng” был выпущен, он сразу стал самобытным. В нем одновременно было что-то от регги и что-то от разных вокалистов, которых почему-то ошибочно называли Диджеями, которые записывали и выпускали треки на основе самых популярных “Риддимов”. Сленг тенг быстро стал очень популярен и влиятелен в регги. Более 250 записей было выпущено на основе этого лейтмотива в последующие ближайшие годы. Многие из них были выпущены даже на том же лейбле (Jimmys eponymous imprint), также многие записи не сильно отличались от первоисточника.

Не за долго до того, как MT40 получил всенародную любовь среди музыкантов, а Сленг тенг распространился во многие жанры, хип хоп частенько баловался со звуками синтезаторов Casio. Примером может служить “Reggae Joit” 2 Live Crew’s на довольно спорной пластинке 1989 года “A Nasty As They Wanna Be”. Не за долго до этого, все как-то само собой перетекло в расцветающую тогда рейв сцену, появляясь в таких классических композициях, как “Way in my brain” от SL2, а также в ремиксе Moby “Everybody in the place” на The Prodigy. Да, были времена, когда Mody делал ремиксы на The Prodigy.

В 80е музыка стала по-настоящему становиться цифровой. Сленг Тенг стал извиваться в музыкальном лексиконе на столько, на сколько его “кузен” “Amen Break” - шестисекундный барабанный семпл, появлявшийся в бесчисленном количестве записей, который в последствии очень сильно повлиял на Drum&Bass. Неудивительно, что эти два музыкальных явления пересекались в разных композициях многие годы. Как и Amen Break, влияние Сленг Тенга было двухсторонним. Он не только стал самым узнаваемым и используемым потивом в своем жанре, он был также очень доступен для музыкантов, что в последствии порадило множесто музыки. Подающие надежды регги артисты очень редко имели возможность оплачивать музыкальные сесси в студиях или преобретать себе оборудование высокого класса. Теперь любой, у кого есть микрофон, кассетный магнитофон и небольшую скромную клавиатуру или семплер, мог создать настоящий профессиональный Риддим.

Если вы думаете, что были слишком молоды, чтобы застать запоминающиеся тембры MT40, то подумайте, пожалуйста, еще раз. Ритмический пульс Сленг тенга продолжает проникать в поп культура даже сейчас. Возможно, вы слышали его в телевизионных программах. Возможно вы впервые услышали его по радио Four20 FM на Saints Row IV или в аналоге Guirtar Hero - Dj Hero. Возможно вы слышали его на множестве современных треков, которые основаны на семплах того времени. Найти Сленг тенг очень просто.

Но что же делает этот трехсекундный паттерн, сыгранный на клавиатуре 1981 года, актуальным в наши дни? На этот вопрос лучше всего ответит поколение современных музыкантов, использующих MT40 в своих композициях сейчас. Французский клавишный волшебник Manudigital построил свою карьеру на том, чтобы продлить жизнь Сленг тенга, а также Casio, что пренадлежит ему. Он считает, что секрет успех MT40 в его простоте. “Магия создания музыки заключается в том, что иногда тебе не нужно многое для создания очень хороших вещей. MT40 был таким простым в использовании, но, в то же время, таким мощным, что это по-настоящему удивило меня.”

 

 

Как и у всех красивых легенд, Сленг тенг и Риддим прошел полный круг. Современные артисты могут быть слишком молодыми для того, чтобы знать, откуда идут истоки происхождения этих звуков, но они по-прежнему продолжают свой музыкальный путь. И, как только этот путь найдет их, они породят свои собственные версии его применения, и, как показывают видеозаписи на YouTube канале Manudigital, что это дает музыкантам первопроходцам в этой теме в совершенно новое переосмысление. Casio MT40 не так давно был новинкой, но он стал мостом через поколения.

Не смотря на весь шум, который был вокруг Сленг Тенга, оригинальный “роковый” пресет, который был только в Casio MT40 (Casio перестала выпускать эту модель примерно через год). Компания никогда больше не встраивала этот пресе ни в один из своих инструментов. До сегодняшнего момента. Casio продолжили выпукать новые клавиатуры, и, наконец, после стольких лет Сленг Тенг вернулся в свой новый дом (на моделях Casio SA-46 и SA-76). На этот раз у этого пресета новое имя, теперь он называется “MT40 Riddim”.

Окуда, мать Сленг Тенга, имеет еще один интересный момент о создании MT40, который добавляет этой истории атмосферу загадочности. Помимо того, что она разоблачила миф о том, что пресет был построен на музыке Эдди Коркана и Sex Pistols, она также отмечает, что пресет был создан на основе песни в стиле рок. Британская роковая запись из 70х. “Вы сразу узнаете ее, если услышите”.

 

Оригинал статьи на Engadget


 

Комментарии 0

Оставить комментарий