Вы здесь

1230

Аранжировка и авторская обработка музыкальных произведений в классе клавишного синтезатора

Автор: 
редакция сайта КАСИОТЕКА
СТАТЬИ О МУЗЫКЕ

Игорь Красильников, композитор, доктор педагогических наук

В последние месяцы 2012-13 учебного года мне довелось участвовать в 8-ми конкурсах электронного музыкального творчества детей и юношества (Москва – 2 конкурса, Красноярск – 2 конкурса, С.-Петербург, Иваново, Ижевк, Рязань). Впечатления разные, но больше – хорошие: ученики неплохо владеют техникой игры на синтезаторе; фактура и инструментовка электронной аранжировки умело выстроены; нередко в ходе ее создания успешно применяются опции звуковой режиссуры и звукового синтеза.

Правда, пришлось столкнуться с настораживающим явлением: в программах выступлений нередко можно было увидеть фамилию педагога или ученика в качестве единственного автора аранжировки исполняемых произведений. Т.е. получается, что ученик либо не участвовал в создании аранжировки представляемого произведения, а только озвучил ее, либо создал ее самостоятельно, без помощи педагога.
Но насколько подобный подход правильный? – Ведь сводя содержание обучения к одной исполнительской деятельности и не поддерживая усилий ученика по освоению электронной аранжировки, нельзя приобщить его к полноценной музыкальной деятельности в данной сфере. Эту цель можно достигнуть лишь на основе совместного выполнения педагогом и учеником всех стоящих перед ними творческих задач. А, значит, авторов аранжировки и исполнительской интерпретации (если уж отмечать их в программах выступлений) должно быть два – это и ученик, и учитель.

Но какие задачи перед ними возникают в процессе выполнения электронной аранжировки? В чем ее отличия от авторской обработки? Почему наряду с исполнением музыкальных произведений она является основным компонентом содержания обучения в классе синтезатора?

Приоритет аранжировочно-исполнительской деятельности обусловлен нацеленностью художественного образования на решение двух ключевых задач: творческое развитие учащихся и приобщение их к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. Выпускник ДШИ по классу синтезатора, безусловно, должен уметь выразить свою индивидуальность с помощью своего инструмента. Но он, также как и выпускник-пианист, скрипач, аккордеонист и др. должен иметь представление об особенностях музыки своего и других народов, стилистике Баха, Моцарта, Чайковского, Прокофьева и других великих композиторов прошлого и настоящего. Притом в своем полноценном виде данное представление обретается, прежде всего, на основе музыкально-творческой деятельности – исполнительской интерпретации этих произведений.

Т.е. обучение в классе электронных инструментов ориентировано как на творчество, так и на просветительство. А, значит, в его основе, также как и в других классах, лежит традиционный детско-юношеский репертуар. (Новых специально написанных для данных инструментов произведений пока совсем немного).

Исполнительская деятельность на синтезаторе, несомненно, имеет творческий характер. Его динамическая клавиатура (контроллер Velocity), ножные педали (Sustain, Sostenuto, Soft), звуковое колесо (Pitch Bender) и другие возможности манипулирования звуком в режиме реального времени обеспечивают возможность гибкой передачи нюансов исполнительского интонирования. Вместе с тем, эти возможности в настоящее время уступают тем, которыми располагают механические инструменты (правда, и хорошо играть на последних гораздо труднее). Но то, что теряется в интонировании на клавиатуре, с лихвой компенсируется с помощью средств электронной аранжировки. В этом плане искусство игры на синтезаторе продолжает многовековые традиции органного исполнительства, включающего наряду с игрой на инструменте регистровку – ту же аранжировку сочинений для конкретного органа.

Если регистровка предполагает работу над произведениями органного репертуара, то аранжировка в классе ЭМИ в качестве своей основы большей частью имеет произведения, написанные для самых разных традиционных инструментов, ансамблевых и оркестровых составов, и формальный перенос оригинального текста в новые условия заведомо не даст убедительного художественного результата. – Ведь электронные инструменты гораздо шире механических по тембровой палитре, фактурным возможностям, возможностям работать с микроструктурой звука и виртуальным пространством его развертывания. Кроме того, они позволяют облегчить рутинные составляющие музицирования, что значительно снижает возрастной порог доступности музыкальных произведений. Все это делает переложение музыкальных произведений для электронного инструментария – аранжировку – неотъемлемым условием достижения яркости и образности музыкального звучания.

Итак, первая и всегда актуальная причина обращения к аранжировке в процессе исполнения музыкальных произведений обусловлена ярко выраженной специфичностью электронного инструментария. Это особенно очевидно при обращении к традиционному репертуару. Но и специально написанное для электронного инструмента произведение тоже требует переложения для конкретного синтезатора, которым располагает пользователь. – Ведь все электронные инструменты разные (фирмы, модели, модификации), и то, что хорошо звучит на одном, требует коррекции, а порой и весьма значительной – на другом.
Вторая причина обращения к аранжировке связана с желанием педагога или ученика обогатить учебный репертуар за счет произведения, изначально не предназначенного для детского исполнения. Скажем, понравившийся отрывок из оперы, симфонии или виртуозной пьесы требует иного, облегченного изложения, чтобы сделаться доступным для ребенка.

Эта причина, в отличие от первой, действует не всегда – ученического репертуара для других инструментов достаточно, и есть на что опереться при обращении к синтезатору. Но в ряде случаев, особенно учитывая то, что новый инструментарий позволяет ярко озвучивать самые разнообразные произведения, в т.ч. оркестровые, их переложение с учетом исполнительских возможностей детей становится актуальной задачей.

И, наконец, третья причина связана с жанрово-стилистической трансформацией музыкального оригинала. Каждый аккомпанирующий паттерн репрезентирует тот или иной жанр или стиль, и они могут оказаться весьма далекими от того, к которому принадлежит оригинал.

Если в первом случае в аранжировке можно обойтись без внесения поправок в исходный текст, то во втором и третьем – такого рода поправки весьма вероятны. Так, переложение музыки с учетом технически-игровых возможностей начинающего ученика скорее всего потребует облегчения текста – упрощения пассажей, снятия октавных удвоений, редуцирования аккордов в изложении мелодии, сопровождения и т.п. Во втором случае такого рода изменения могут быть связаны с особенностями гармонизации мелодии (например, в джазовом, «роковом» или «попсовом стиле); ритмической орнаментации мелодии в соответствии с выбранным паттерном (например, добавление пунктира в мелодический рисунок, заполнение длинных нот соответствующими стилистике паттерна украшениями – форшлагами, блюзовыми ходами и пр.); со специфическими приемами инструментовки (скажем, ориентировка на свойственные тому или иному жанру инструментальные составы, выстраивание блок-аккордов и опора на звучание ударной установки в джазовой музыке и др.).

Разумеется, подобные «вольности» в обращении с текстом относятся, прежде всего, к народной музыке и музыке массовых жанров. В работе над классическими произведениями такие приемы скорее всего приведут к снижению художественного качества продукта и будут свидетельствовать о дурном вкусе аранжировщика.

В отличие от аранжировки и исполнения музыкальных произведений, авторская обработка всегда предполагает вмешательство в текст музыкального оригинала. В этом случае внесение изменений в оригинал обусловлены не объективными причинами – переносом его в иные инструментальные, исполнительские или стилистические условия, а субъективными – желанием интерпретатора вступить в диалог с автором и переосмыслить его произведение, внести изменения в его текст.

Например, Гуно вплел свою оригинальную мелодию в до-мажорную прелюдию Баха; Лист на основе куплетных песен Шуберта создал развернутые виртуозные композиции для фортепиано; Щедрин превратил оперу Бизе «Кармен» в балет. Т.е. один сочинил оригинал, а другой что-то к нему присочинил, существенно подправил форму, фактуру, изменил жанр оригинала. И нет ничего удивительного в том, что в музыкально-исторической памяти такие произведения сохраняются под двойным авторством: Бах – Гуно, Шуберт – Лист, Бизе – Щедрин и др.

Если аранжировка является обязательной составляющей работы над музыкальным произведением в классе электронных музыкальных инструментов, то обработка составляет нечто дополнительное по отношению к аранжировочно-исполнительской деятельности учащихся. Она требует от автора обработки высокой музыкальной квалификации и даже некоей «артистической дерзости» – ведь его имя будет поставлено рядом с автором оригинала.

В классе синтезатора такого рода работа, однако, проходит гораздо активнее, чем в классах традиционных инструментов, репертуар которых давно устоялся. – Ведь, с одной стороны, в новой образовательной сфере существует «репертуарный голод», а с другой – имеющийся у пользователей ЭМИ опыт аранжировки является серьезным «плацдармом» для продвижения в более сложные творческие сферы.
Обращаясь к аранжировке и исполнительству в качестве основных видов деятельности в классе клавишного синтезатора и обработке в качестве дополнительного, учащиеся получают значительно более широкое представление о музыкальном творчестве, чем их однокашники, занимающиеся по традиционным дисциплинам. Расширение фронта музыкальной деятельности определяет развитие более широкого круга их музыкальных способностей – композиторских, исполнительских и связанных с работой над звуком. Так преодолевается застарелый недостаток традиционной учебной практики – ее односторонняя исполнительская направленность и обеспечивается гармоничное музыкальное развитие учащихся.

И, кто знает, может быть, все эти новые творческие проявления учащихся станут теми «искорками», из которых возгорится пламя творчества – музыкального или относящегося к другим сферам деятельности, способное наполнить своим светом и высоким смыслом всю будущую жизнь нашего ученика!?

Комментарии 0

Оставить комментарий